Воскресенье, 22.04.2018, 01:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Мемориал Мальцеву
Меню сайта
Категории раздела
Азербайджанцы [4]
Армяне [4]
Башкиры [40]
Белорусы [115]
Грузины [0]
Евреи [2]
Казахи [15]
Казачество [207]
Молдоване [0]
Немцы [1]
Русские [26]
Татары [57]
Украинцы [10]
Чеченцы [3]
Чуваши [1]
Православное зауралье [15]
МАЛЬЦЕВУ Т.С.120 лет [4]
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Чат
Главная » 2018 » Апрель » 8 » Народный праздник весны – Наурыз мейрамы.
22:52
Народный праздник весны – Наурыз мейрамы.

Он стал первым в череде календарных праздников народов, проживающих в Курганской области, которые пройдут в рамках III межрегионального телевизионного фестиваля «Зауральские вёрсты». Фестиваль продлится с марта по август 2018 года во всех муниципальных районах. Посвящается он 75-летию со дня образования Курганской области. Организаторами фестиваля выступают Управление культуры области, Курганский областной центр народного творчества и кино и Ассамблея народов Зауралья. Здравствуй, праздник Наурыз! В ночь с 21 на 22 марта, в весеннее равноденствие, казахи встречают Новый год. Наурыз мейрамы – самый любимый и самый длинный праздник в году. Он начинается с 21 марта и завершается 22 апреля. У Наурыза много- вековая история – ему пять с лишним тысячелетий. Но в советское время он, как и православная Пасха, был отменён как пережиток тёмного прошлого. Люди о запретах знали, однако традицию сохраняли. В марте 1991 года в Казахстане вышел президентский указ «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы», и Новый год по восточному календарю у наших соседей приобрел официальный статус. Российские казахи его тоже празднуют с удовольствием, с соблюдением всех народных традиций. В каждой казахской семье накрывается богатый стол – дастархан. Главное его блюдо – наурыз-коже, ритуальная похлёбка, состоящая из семи ингредиентов, в том числе мясо, вода, мука, масло, пшено. Разливают наурыз-коже в семь чашек, их ставят перед мудрыми стариками, аксакалами. К столу подают кумыс – специально приготовленное кобылье молоко. Коржын, тойбастар, дорба Многие из обычаев Наурыза можно было воочию увидеть 24 марта в Куртамышском Доме культуры, куда съехались делегации казахов из семи районов – Звериноголовского, Частоозерского, Половинского, Юргамышского, Каргапольского, Макушинского, Куртамышского. В фойе ДК каждая делегация оформила выставки изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и блюд национальной казахской кухни. Фестиваль начался со знакомства почётных гостей (в их числе были глава Куртамышского района Сергей Куликовских и председатель Национально-культурной автономии казахов Курганской области Кайрат Уралов) с тем, что привезли делегации на показ. А посмотреть было что. К примеру, частоозерцы выставили детскую люльку (бесык), макет юрты, национальную обувь и одежду. Оператор по выписке льготных рецептов Частоозерской ЦРБ Айна Балдыбаева рассказала, что в их районе более 50 казахских семей, живут очень дружно, соблюдают все национальные традиции. Заведующая Деулинским сельским домом культуры Каргапольского района Галия Коржанова, демонстрируя женские украшения ручной работы, рассказала, что эти серьги, кольца, браслеты сделал её дедушка Умар для своей жены Хадиши, позже бабушка передала их по наследству Галие, как старшей внучке. Хозяева-куртамышцы свою выставку назвали «Дастархан степей». Здесь тоже были национальная одежда и любимые казахские блюда – бешбармак, бялеш, курт, май, баурсаки. О них гостям рассказала Айна Турсунбекова. На фестивале она была с дочкой- третьеклассницей Русланой, обе были одеты в казахские костюмы, сшитые своими руками. Обойдя все экспозиции, я обратила внимание, что почти все делегации демонстрировали своеобразные шкатулки, сделанные то в виде верблюда, то – юрты, то – кукол в национальных свадебных одеждах. Мне объяснили, что они называются дорба или тойбастар и являются обязательным атрибутом казахской свадьбы. Сюда по обычаю клали сладости, фрукты, отрезы тканей. Эти шкатулочки- тойбастары хозяева дарили дорогим гостям. Ещё один свадебный атрибут – двухсторонние сумки-коржыны – привезли с собой мокроусовцы. Заведующая клубом деревни Кокорево Ментай Агатаева рассказала, что карманы этих сумок то- же предназначены для подарков, которые потом раздаются гостям на свадьбе. Символ уважения Женщины из делегации Звериноголовского района выделялись необычными головными уборами: белые, поособому сложенные платки выглядели на головах как царские короны. Головной убор называется акжаулык, он покрывает волосы, плечи и спину, оставляя открытым только лицо. Его носили почтенные замужние женщины, вырастившие хороших детей. Для казахских женщин этот головной убор был символом уважения, своего рода наградой за добродетельную жизнь. «Наши бабушки такие носили, – сказала Зинезаип Байсакалова (она работает поваром в столовой). – Мы тоже уже почти все – бабушки, вот и назвали свой коллектив «Звериноголовские апашки». Апашка по- казахски – бабулечка!». Делегации Звериноголовского района по жребию пришлось выступать первыми. Они показали зрителям обряд «Бесикке салу» (первое укладывание новорожденного ребёнка в колыбелька- чалку). В казахских семьях это событие было праздником, поэтому накрывали дастархан и приглашали гостей – но только женщин. Среди них выбирали самую работящую и уважаемую, ей доверяли окурить колыбель огнём, чтобы изгнать злых духов, надеть на ребёночка специальную нательную рубашку, завернуть в одеяло, сшитое родной бабушкой, уложить в колыбель. Затем гости по очереди клали под подушку новорожденного символические подарки – если мальчику, то камчу, нож, если девочке, то веретено, зеркальце, куклу, платок. Достоверность происходившему на сцене действу придавали передающиеся из поколения в поколение предметы – колыбель, рубашечка, детское одеялко и широкие ремни, которыми приматывали малыша, чтобы не выпал из люльки. Зрелище было трогательным и очень интересным. Жюри единогласно присвоило звериноголовцам звание лауреата. Мы – единое целое! Фестиваль «Зауральские вёрсты» задуман для того, чтобы показать красоту национальных традиций разных народов, проживающих по соседству в мире и согласии. Эта идея чётко прослеживалась в фестивальной программе артистов из Куртамышского района, которую вели казашка Айслу Кайдарова и русский Сергей Шавырин. Хозяева фестиваля не стали замыкаться только на Наурызе, но рассказали и о русском календарном празднике «Сороки», который тоже отмечался в день весеннего равноденствия. А задорную казахскую песню «Ак саулем» вместе с солисткой Фаиной Уразаковой пели и участницы вокальной группы «Хуторянка» Переваловского сельского клуба. Многочисленные зрители, большую часть которых составляли люди казахской национальности, с энтузиазмом аплодировали и кричали «Браво!» детскому ансамблю ложкарей за музыкальную композицию «Русский сувенир». Казахский юноша Талгат Кайдаров душевно исполнил на русском языке песни «Родная земля» и «Мы – единое целое!», ставшую апофеозом всего фестиваля. Подводя итог первому этапу фестиваля, директор Курганского центра народного творчества и кино Татьяна Абросимова с удовлетворением подчеркнула, что праздник, несомненно, удался, а по приметам хорошее начало предполагает и хорошее продолжение. Значит, есть уверенность, что весь фестиваль «Зауральские вёрсты» пройдёт дружно, интересно и весело! Следующий этап будет посвящен русскому празднику Троица, а пройдёт он в Катайском районе.

Татьяна Маковеева.

Категория: Казахи | Просмотров: 10 | Добавил: Mikustov | Теги: народный, праздник весны, Наурыз мейрамы | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бюст А. Капустину
Погода
Праздники сегодня
Международные праздники
Поиск
Архив записей

Счетчик просмотров

счетчик посетителей сайта

125009, г. Москва, Малый Гнездниковский пер., дом 12/27, строение 4с. E-mail anrsovet@mail.ru. 

   640024, г. Курган, ул. Гоголя, 56. Тел.: 46-04-69. Skype: Kustov-47. E-mail assambleyzaural@narod.ru.